06.12.2015

Борьба с обьявлениями на столбах. Мировой опыт.

«Пропала собака», «Куплю золото», «Сниму квартиру», «Вывоз мусора» и многие другие объявления подобного рода Вы увидите на столбах,  стенах домов и подземных переходах наших городов. А иногда, даже на деревьях.
С эстетической точки зрения города, эти наклейки портят весь облик города. Они придают уныние и некий элемент заброшенности этому месту.
А вот с точки зрения бизнеса, такие надписи являются эффективным средством рекламы.   
Ведь прибыль, полученная от распространения такой рекламы и охват целевой аудитории, для которых распространяется такие листовки  намного превышают затраты на производство наклеек.

Для примера, себестоимость 500 листовок формата А5 («Сниму квартиру») на лазерном принтере (при максимальном расходе чернил картриджа) с учетом бумаги составляет 31,2 гривен. Расклеить 500 объявлений на столбах стоит 120 гривен.
Итого, почти за 150 гривен, Вашу рекламу на 500 столбах города увидят сотни тысяч похожих.
Даже если одно рекламное объявление сработает, то оно уже окупит все затраты на производство таких наклеек.
Поэтому такие наклейки, как раковая опухоль,  распространяются по нашим городам, покрывая все новые и новые площади под подобную «рекламу». И победы над такой «рекламой» пока  не видно.
А бороться с таким явлением надо. Эстетический облик города, не предполагает сотни разноцветных объявлений на наших столбах освещения. Это настоящее варварство! Как надо не любить свой город, чистоту в нем, чтобы использовать его элементы для собственной выгоды.
Эта статья посвящена объявлениям на столбах, стенах домов и методам борьбы с ней.
В Европе, США, Азии тоже изо-всех сил борются со столбовыми объявлениями. Наши города не одиноки в этом:

Видите, мы не одиноки в вариантах и возможностях захламить свой город. Практически все страны борются с этой проблемой. Где успешно, а где в с переменным успехом.
Методы борьбы с таким «позорным» явлениям различные. От тюремного срока, крупных штрафов до блокирования номера телефона, который указан в объявлениях.

Киев:

В Киеве методов борьбы с «народной» рекламной несколько. Наиболее востребованный метод – специальные службы города соскабливают и снимают рекламу со столбов и стен переходов.
Стоимость такой борьбы выливается в десятки миллионов гривен. Согласно расчетам, за очистку одного столба от рекламных объявлений бюджет города отчисляет от 70 до 120 гривен.
  Только в городе Киеве (на балансе КП «Киевгорсвет
») находится более 180 тысяч светоточек
 (столбов). Да, не все столбы покрываются рекламными объявлениями. В основном только на маршрутах наибольшего скопления людей (потенциальных покупателей) можно увидеть такую рекламу. Но все равно, счет столбов на уличную рекламу исчисляется только в Киеве на
 десятками тысяч.
Затраты на очистку города от такой уличной рекламы Вы можете посчитать сами…
Следует помнить, что в каждом городе Украины существуют Правила Благоустройства города. Согласно таким правилам. Размещение незаконной рекламы грозит санкциями по ст. ст. 152 КоАП Украины (штраф от 340 до 1700 гривен) плюс обязанность снятия незаконных объявлений в течение трех суток. .

Проблема состоит в том, что на самом деле штраф возможно наложить только на лицо, непосредственно поклеившего объявление. На того. кого поймали «за руку». Это долгий процесс, поскольку необходимо собрать веские и неопровержимые доказательства того, что именно данное лицо наклеило на фонарный столб именно вот это объявление, то есть, по сути, привести доказательства совершения именно этим лицом административного правонарушения (с привлечением работников милиции), которое впоследствии и рассматривает суд.

Бюрократическая процедура такой доказательной базы настолько сложна и трудоемка, что буквально несколько сотен людей попало под их действие за нарушение этих пунктов правил благоустройства города.

Есть несколько видов и вариантов борьбы с незаконной рекламой.

Гонконг:


При наличии такой наклейки на столбе, в случае размещения на этом столбе объявления – тюремный срок – 3 года. Без каких-либо отсрочек и смягчающих обстоятельств – если попался на расклейке объявления – добро пожаловать в тюрьму на 3 года. Недостаток этого метода такой же, как и везде – необходим виновник поклейки. То есть человек. которого поймали на месте преступления.
Лондон:

Столб покрывают специальным защитным прорезиненным покрытием, которое не позволяет наклеивать на него объявления.
Стоимость такого специального покрытия составляет 20 Евро за квадратный метр. А на один столб используется примерно до 2 квадратных метров покрытия.

Франция:

В Париже столбы и стены покрывают краской, смешанной с крупнозернистым песком. Он не дает бумаге плотно приклеится, а следовательно, легче содрать такую рекламу.

Курск, Россия:

Столбы и стены подземных переходов обрабатываются раствором типа «антиклей». Раствор дорогой, необходимо потом подновлять столбы примерно раз в 3 месяца. Раствор содержит химикаты, препятствующие адгезии (прилипанию) объявления к столбу.  Через несколько часов наклеенное объявление самостоятельно отпадает.
Стоимость раствора составляет 10 евро за литр. Одного литра хватает примерно на 6 кв. метров ровной поверхности.

Москва:

По сообщениям прессы, власти города для борьбы с незаконным размещением рекламы начали применять специальный химический состав на основе кремнийорганического соединения. 

Нанесенное на поверхность стен или столбов, этот состав способствовал образованию тонкой защитной пленки, не позволяющей объявлениям прилипать к столбам.
Стоимость составляет примерно 16 евро за раствор (1 литр).

Способы закраски столбов и стен специальными растворами за границей можно насчитать несколько.
Где-то используются особые краски, которые снижают прилипание (адгезию) бумаги. 
"Антивандальное" покрытие в принципе позволит только легче снимать приклеенное, но практически не борется с самим процессом.
  Где-то, кроме специальных красок, на стенах ставят листы, имеющие специальное «антиклеевое» покрытие.
Этот метод применяется в Израиле, Южной Корее и Сингапуре.
Однако,
 способ с листами применим только для плоских поверхностей.


В соседних с Украиной странах уже проводились различные опытные способы окрашивания «антиклеевой» смесью, однако результат достигнут не был -  листовки все равно клеились, хотя снимать их стало легче. А результативность метода уменьшается после каждой новой оклейки.
Так как
 столбы и стены обклеиваются практически ежедневно, то и эффективности в применении дорогостояще краски «антиклей» практически нет.

Барселона, Испания:
Столб закрывают защитной сеткой типа «рабица» или бывает пластиковая сетка а-ля «авоська».
Недостаток такой конструкции– грязь и мусор прохожие подлаживают вовнутрь сетки. Он накапливается внутри и его крайне сложно оттуда извлечь и отчистить столб от грязи и скопившегося мусора.

Так же постапают и в Санкт-Петербурге, Россия:
Это конечно выглядит комичным, но последние методы против незаконной оклейки легко обходились с помощью смекалки. Умельцы вместо клея начали приматывать свое объявление простым клеящим скотчем вокруг столба.  Так что для нашей страны, думаю, такие дорогостоящие комплексы по защите столбов от незаконной рекламы не подойдут. Слишком легко они обходятся противником.
Стоимость рулона (10 метров) сетки «рабица» около 10 евро. Одного рулона достаточно на 12 столбов.

Китайский метод (автодозвон). 
Он подразделяется на несколько подвидов. Поэтому попытаюсь тут их описать.


Красноярск (Тюмень, Россия):

На сайте администрации в одном из разделов собирается база телефонных номеров от жителей города, к которой указаны фото объявления, места их размещения по городу, название улицы, номер столба и другая информация, позволяющая идентифицировать место нарушения. После определенной проверки (функция «тайный покупатель») и модерации сообщения, в случае подтверждения того, что об этом объявлении знают по данному номеру телефона, указанный телефонный номер ставиться на автодозвон».
Если в базе данных окажется случайный номер телефона, его владелец может обжаловать действия по автодозвону и исключить свой номер из базы, придя на прием в администрацию.

Донецк (Украина), Калининград (Россия):

Коммунальщики собирают информацию о номерах телефонов, указанных в незаконных объявлениях.
Управление благоустройства города включает прибор «автодозвона» по номерам провинившихся, о том, что они наклеили объявления на улицах города в неположенных местах. Прибор в автоматическом режиме настаивает убрать объявление, которое было наклеено в неположенном месте. Бывает и такие настройки автодозвона, что звонки идут с интервалом в 30 секунд. Звонки прекращаются после того, как будет убрано объявление.
Удалить телефон из общей базы можно только, после того как инспектор коммунального хозяйства проверит, что объявление в неположенном месте удалено . Тогда снимут номер с напоминания.
Используя систему автодозвона понимаешь, что коммерческая расклейка объявлений становится бесполезной.

Москва и Санкт-Петербург (Россия): 

Там разработаны законопроект «О блокировке телефонов, указанных в незаконно размещенной рекламе» в котором предлагается блокировать телефон методом автодозвона нерадивых рекламодателей. Насколько я понимаю, в законопроекте введена расширенная характеристика самых популярных мест для размещения незаконной рекламы (асфальт, заборы, столбы и др.) и указаны серьезные штрафы за размещение рекламы в таки местах для распространителей рекламы, спойманных за руку в момент расклейки.


В некоторых городах мира система автодозвона находится не в коммунальной собственности, не на балансе, а в частных руках. Таким образом балансодержатель той или иной конструкции подписывает коммерческий договор на использование технологии автодозвона с частником. Частник, уже за вознаграждение,  совершает «автодозвон».

К сожалению, ни один из методов борьбы с объявлениями не является оптимальным. Метод «автодозвона» тоже не стал таковым. Появляются  мошенники, которые шантажом вымогают с компаний деньги за НЕрасклейку объявлений с телефонами этой компании. В противном случае, на ближайших столбах и переходах появятся объявления от компании, которая их не клеила и даже не заказывала. С таким шантажом крайне тяжело бороться, пойди-докажи. Что это не ты давал объявление.

Николаев (Украина), Калуга (Россия):

Там подумали так - коль с системой тяжело бороться, то давайте ее сами возглавим, подумали там.

Столбы в этих городах оформили в виде элемента афишного столба.  Делается специальный бокс, где жаждущие рекламодатели могут разместить свое объявление. 
Здравый смысл в таком подходе хорошо просматривается. Если обратить внимание на количество объявлений на столбах, то можно увидеть, что подавляющая часть объявлений – именно реклама об услугах (сниму квартиру. Скупка металлов, грузоперевозка, куплю и т.д.) , концертах, агитационные материалы. Думаю, с этой категорией, необходимо бороться методом «автодозвона». А вот объявления «пропала собачка», ищу друга и т.д., могут наверное размещаться на специально подготовленных досках обьявлений или вот на таких местах столбов, в Николаеве.

Во многих городах мира в борьбе против незаконной оклейки объявлений привлекают неравнодушных граждан.
Например, в Санкт-Петербурге традиционно проводят акцию – «Реклама, знай своё место". Суть акции состоит в том, чтобы участники собирали сорванные листовки в мешки. Победителю, собравшему наибольший вес сорванных объявлений – денежный приз.

В Москве с незаконной рекламой так же борются с помощью игр и квестов. Цель - поймать расклейщика.   
Каждому, кто приведет нарушителя-расклейщика, сообщит его приметы (снять на мобильный телефон процесс наклейки), организаторы обещают выдать процент от уплаченного таким нарушителем штрафа. Обычно 10 процентов.

Беда состоит в том, что пока такие объявления эффективны, пока затраты на их распространение минимальны, а полученный эффект максимален, поскольку максимально охватывает потенциальных ее потребителей, такие объявления и дальше будут портить внешний облик наших городов. А чтобы бороться с ними, надо максимально возглавить процесс.

Как, например, поступили в некоторых городах Евросоюза – отдали часть таких площадей под рекламу. Тогда сами рекламодатели заинтересованы в чистоте своей рекламы. Сами рекламодатели смотрят, чтобы убрать нежелательные наклейки на столбах и стенах переходов. Сами рекламодатели обращаются за помощью в систему «автодозвона». Государство, бюджет при этом только выигрывает от сдачи в аренду (хоть и минимальные суммы) таких рекламных площадей.
.
В выигрыше остаются все – город получает отсутствие вороха объявлений, портящих внешний вид, арендную плату за использование столбов, а  рекламодатели – новое место для творчества и креативнуюрекламу на улицах города.
Ну а если бороться с самой рекламой на столбах в Украине.

С особенностью украинского менталитета и отношения к коммунальной собственности, учитывая
 что столбы имеют разных собственников, как и переходы и стены, на которых клеиться реклама и обьявления
, лучшей методики, чем автодозвон и блокирование телефонного номера в Украине придумать пока нельзя.

Это утихомирит тех, кто расклеивает обьявления, ведь тогда их труд окажется напрасным, более того, даже губительным для бизнеса.

Особенностью Украинского законодательства является невозможность иметь прибор по блокированию телефонов в коммунальной собственности. Вернее сам прибор может существовать в коммунальной собственности, но тогда необходима простая и легкая процедура доступа к таким услугам от всех субьектов хозяйственной деятельности.

Законодательство страны не  запрещает по сути делать звонки на телефоны, указанные в обьявлениях. А то, что телефоны потребителей таким образом блокируются не несет в себе каких либо последствий.

Как мне кажется, практичнее систему делать на базе хозяйствующего субьекта ООО или ЗАО, которое  предоставляло бы услуги по «Дозвону».
И некую систему заказов на эту услугу от потенциальных клиентов – собственников той или иной конструкции (забор, переход, столбы и т.д.).
Сама работа системы должна быть обезопасена от мошеннических схем, описанных выше. Думаю это дело должно быть в компетенции какой-либо комиссии, которая уже дает заказ на блокировку того или иного телефона. Впрочем, это все уже дело техники…

Автор: Михно Сергей, компания http://www.da99.kiev.ua
больше статей - в моем блоге - http://sirena2002.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий