01.01.2016

Закусочная на Колесах. Как работает бизнес. Часть 1

Закусочная на Колесах. Как работает бизнес. Часть 1 

Закусочная на колесах


  Сейчас, когда автокофейни, шаурма-автомобили и другие закусочные на колесах стали частью бизнеса, мне бы хотелось в этой статье рассказать об особенностях работы этого бизнеса в разных странах мира с точки зрения урбанистики города и городской инфрастуктуры..

История.

  Первые закусочные на колесах появились еще в начале 20-го века. 
 Америка, славящаяся своими маленькими музеями почти на каждом шагу утверждает, что первые закусочные на колесах появились в штате Техас, штате ковбоев и перегонщиков скота.

  История такова, что в начале ХХ века погонщикам скота необходимо было перегонять скот для продажи.  Ну а в пути им необходимо было готовить как то пищу и принимать ее.
Вот тогда и появились первые (chuckwagon), особые тележки для приготовления, хранения и приема пищи. 
   В музее Генри Форда стоит вагончик, который можно отнести к первым «Закусочным на колесах»  с интересной историей его возникновения – это один из первых вагончиков, которые массово производились как "закусочные на колесах".

 Первое подобие передвижной кухни  появилось благодаря стараниям Чарльза Гуднайта, который купил у армии США старый фургон и приспособил  его под свою столовую:
повесил полки, запасся едой, взял кухонные принадлежности, медикаменты, установил бочку с водой, прикрепил сзади дрова.

   А вот некий американец Вальтер Скотт прорезал окна в фургоне и поставил его напротив редакции местной газеты. Он решил продавать с такого фургончика сэндвичи и пироги, а также разливать кофе во время обеденного перерыва.

  Спустя 8 лет, в 1880 году, такие фургоны были поставлены на массовое производство. Кроме того, в них появились раковина, холодильник и несколько кухонных плит и предназначались для питания сезонных рабочих и перегонщиков скота..
Отсюда и пошло название передвижных закусочных в США – FoodTruck (фудтрак).




   На представленном фото из музея Генри Форда – вагончик для продажи сендвичей и кофе.  Рассказывается, что в 1890-ом году Генри Форд работал в качестве инженера для компании Эдисона по продаже первых электрических фонарей. В вагончик провели электричество и это позволило продавать еду с вагончиков практически сутки напролет.
   При этом все рестораны в то время закрывались к 8 часам вечера из-за наступавшей темноты. Далее, краткая история такова:

  1894 год - Производители колбасных изделий стали продавать свои товары на территориях крупных восточных университетов ( Йель, Гарвард, Пристон), и их тележки стали известны как  “dog wagons”. 


1917 год - В армии США появились мобильные столовые или как их называют у нас полевые кухни.


1936 год - Оскар Майер создает свою первую мобильную точку с хот-догами "The Weiner Mobile".  

  Потом этот вид бизнеса то появляется вновь, то затухает вплоть до конца ХХ века.
Вернее бизнес то существовал, но ограничивался обслуживанием рабочих на удаленных объектах и доставкой мороженого семьям, живущим в одном районе.



  А в конце 2008 года была придумана окончательная концепция фудтрака, которая и стала прообразом того бизнеса. который и стал распространяться по всему миру - шеф-повар из Лос-Анджелеса Рой Чой создал передвижной ресторан «Kogi BBQ» где начал предлагать блюда корейской и мексиканской кухонь, которые можно взять с собой или съесть прямо на улице.
  На сегодняшний день фудтраки распространены не только в Украине, США и Канаде, но и почти во всей Европе, Африке и Азии.

Как работает бизнес и какие существуют ограничения:

США.

1. Открывается компания (или юрлицо или физлицо). В США почти 95 процентов фудтраков имеют форму собственности – юрлицо. Что связано с тем. Что в стране распространены судебные споры, практически по любому поводу. 
  А собственник частной компании несет полную ответственность по спору всем своим имуществом.  Поэтому основные владельцы фудтраков – юридические компании (аналог наших Обществ с Ограниченной Ответственностью).

2. Получить разрешение на торговлю продуктами питания. В стране очень ответственно относятся к компаниям, которые занимаются продуктами питания (от производства до изготовления конечного продукта, включая и сендвичи и т.д.). Для работы в этой области, для всех производителей, кафе, ресторанов, фудтраков необходимо обязательное наличие разрешения Департамента Здравоохранениия (инспекция по продовольственной безопастности и гигиены).
  У каждого города США  есть свои собственные правила, касающиеся сертификации (и зависят от места регистрации твоего бизнеса). При этом необходимо отдельно получать разрешение на работу по работе с продуктами питания (поваром) и отдельно разрешение на саму машину (фургон) (стоимость 35$).
  Названия этих разрешений могут отличаться друг от друга. Например, в Нью-Йорке вам нужно будет получить разрешение «Mobile Food Vendor License» , а в Вашингтоне, округ Колумбия – «Certified Food Protection Manager Identification».
  Зачастую, прежде чем получить определенную сертификацию, необходимо пройти специальный курс подготовки (курсы подготовки поваров). Без них практические нереально получить сертификацию (разрешение) на работу по этой специальности.
  Цена на курсы и сертификацию составляет не менее 1500 долларов.
И еще. Обязательно вступить в профсоюз, который курирует работу передвижных Закусочных.

  Итак, чтобы получить разрешение на автомобиль, в котором будет готовится еда и продаваться населению, необходимо иметь сертификат на автомобиль.  
  Сертификат дается на основании проверки соответствующим департаментом фургона, в котором должен быть список приспособлений и оборудования, согласно техническим нормам.
  Процесс получения сертификатов и разрешений довольно долгий и трудоемкий, но в результату хозяин фудтрака получает корочку-сертификат на право торговли и право торговли на этом авто. Кроме того, этот сертификат подтверждается департаментом по пожарной безопасности (проверяется газовые баллоны, место размещения гриля и т.д.).
  Без такого разрешения торговать нельзя и как шутят сами американцы, не дай бог лишиться лицензии…

3. Получить разрешение на перевозку продуктов питания (новое разрешение, стоимостью от 150$ (в Лос-Анжелесе) до 650$ (в Нью-Йорке). Как говорят сами американцы, это очень длительная процедура, поэтому многие предпочитают просто дать взятку (а мы говорим, что коррупция только в нашей то стране)… Кстати. Все лицензии выдаются на срок до 3 лет, хотя есть нюансы по каждому из городов – где-то полтора года, где-то до 3 лет.

 4. Получить страховку на автомобиль и и страховку на вид бизнеса. 
  Без страховки торговать тоже нельзя. Все эти страховки и сертификаты на торговлю обязательно выставляются на лобовое стекло машины. В случае их отсутствия – довольно большой штраф.

5. Найти место для парковки фургончика. В одних городах необходима аренда места на городской стоянке, а в других позволяется арендовать себе место у частников, но нельзя работать у частника на территории, если это место не одобрено санитарными инспекторами.




   Чтобы работать в определенном городе США, необходимо собственнику фургона зарегистрироваться в местном муниципалитете. Таким образом он получает некое разрешение на работу в данном городе (стоимость до 150$ в год).
   Особый интерес вызывает места для размещения такой мобильной торговли и ограничения на нее:

   Страна делится на коммунальную (городскую) собственность и частную собственность на землю. И если фудтраку можно работать на любой частной собственности (просто договорившись с его владельцем о сумме «отступных») то Города выставляют свои, требования по работе подобных заведений.
Примерно они звучат так:

Город Атланта:

- Работа автофургона – не более 30 минут в одном месте.
- Городом выделено 30 мест продажи продукции с фургонов (зонирование). В одном месте не может стоять более 3 фургонов.
 - Запрет работать с фудтрака, работающего на холостом ходу двигателя.
- Фургоны, в которых производство продукции (сендвичей и т.д.)проходит при помощи газа не могут располагаться ближе, чем в 200 метров от любого госучреждения или жилого дома. А так же на центральной улице города.

 Город Балтимор (лицензия на торговлю в городе от 400$ до 505$ в год):

- запрет продажи вокруг стадионов и спортивных учреждений. В радиусе не менее 300 метров от них.
- продажи в жилых районах – не более 15 минут, дальше – переезжать на  другое место, не ближе, чем в 300 метров от предыдущего места стоянки-продажи..
- во время школьных уроков, с 7 утра до 5 вечера  нельзя парковаться фудтраку ближе, чем в 500 метров от основания школы или института.
- запрет на парковку фудтрака в радиусе не ближе сем 300 метров от существующего стационарного ресторанного бизнеса (кафе, бары и т.д.).

Город Чикаго (лицензия на торговлю в городе от 600 до 1100$). Так же в Лас-Вегасе, Лос-Анжелесе, Питсбурге и т.д.

-        Применяется зонирование территории. Город выделил от 30 до 86 мест под уличную торговлю. Единственное условие – время торговли в одном месте – не более 2 часов.

Город Сан-Франциско.

- особо уточняется, что фудтрак или тележка по продаже еды должна находится только в зоне парковки автомобилей.
- не парковаться против движения.
- минимальная ширина тротуара в зоне парковки – 15 футов.
- минимальные зазоры от авто:
75 'от существующего ресторана первичного входа,
8 'от уличного художника,
5 'от памятника,
6 ' от музея,
6 'от уличной мебели,
7 'от пожарного гидранта,
8 'от автобусной зоны,
12 'от парков, скверов и пляжей.

Город Милуоки.

- продавцу фудтрака необходимо иметь дополнительную лицензию на продажу своей продукции с  9:00 вечера и 6:00 утра. Однако. Это разрешение не требуется во время праздников и социальных инициатив города (ярмарки и т.д.).

   Средние затраты на создание бизнеса в США:
1. от 5000$ - небольшой стационарный ларек. Размерами до 4,5 куб.м.
2. до 10 000$ - небольшой трейлер, микроавтобус или будку, в которой можно разместить миникухню.
3. до 50 000$ - практически с нуля можно создать под себя кухню, купить Фудтрак (подержанній) и заплатить за основные лицензии.

   Цена продажи продукции в разных городах и разных фургонах от 4,25 до 16$. Средний чек – до 9$. Лучшее количество продажи за сезон с одной машины – 135 тысяч единиц сендвичей (это рекорд, который многие мечтают повторить).

   И напоследок - фискальные функции. Как рассказывают американцы, в каждой машине обязаны отчитываться о количестве продаваемого товара (контролирует фискальная служба). Поэтому или в каждой машине стоит кассовый аппарат или выдаются чеки, подтверждающие покупку товара.

Торонто, Ванкувер (Канада):

  Законодательство Канады говорит о том. что переоборудованная машина под продажу уличной еды должна иметь лицензию. Стоимость лицензии составляет 1090$. Отдельно должно быть разрешение у работников такого фудтрака на продажу продуктов питания. Каждый работник (повар) должен получить разрешение на работу. Стоимость разрешения - 362$.
  Дополнительно нужно еще кучу всяких бумаг и еще десяток других разрешений на различные приспособления, используемые в процессе работы с фудтраков.
Города Канады пошли на зонирование зон присутствия автомобилей, хотя общие требования к самим авто и к санитарной безопасности примерно такие же. как в США.


  Зонирование. основным мотивом зонирование выступило правило о том, что фудтраки не могут располагаться в определенных местах.
   Вот так выделены места в городе, где ограничена торговля с фудтраков. Единственное условие – наличие разрешений, лицензий и регистрация в муниципалитете.
    На картинке точками показаны стационарные рестораны. кафе. бары и пабы. Законодательство города говорит о том. что ставить автомобиль по продаже еду можно не ближе, чем в 50 метрах от открытого ресторана, бара и т.д. То есть в радиусе в 50 метров от указанных точек. Кроме того, необходимо муниципалитету оплатить стоимость стоянки в согласованных местах продажи. 
    Стоимость такого разрешения в Торонто составляет от 3000 до 5500 долларов в год и зависит от места (около выходов из метро - больше). На карте 513 парковочных мест. где в радиусе минимум 50 метров не должны стоять фудтраки. Время стоянки в одном месте - не более 5 часов (до 2015 года было до 2 часов), в одной локации не может быть больше 4 авто.
   Зато разрешается стоять на обочине дороги.


Обязательно наличие мусоросборника и уборка территории после отъезда машины.

  Вид налогообложения в США и Канаде для фудтраков - Налог с продаж (10 процентов). Система контроля - через кассовые аппараты или чеки при продаже продукции.

Азия.

Про этот бизнес в Азиатских странах мы знаем не много. Во первых он там есть, причем встречается почти на каждом шагу. Во вторых он практически там не зарегулирован. То есть делай тележку или лоток и иди продавай свою продукцию. Только успевай кормить «крышующих» этот бизнес полицейских (Индонезия, Шри-Ланка) да стой на постоянном месте.


   Налоги в Азии – торговый патент от муниципалитета на данный вид бизнеса. Стоимость патента по разным странам варьируется аналогом от 20$ в месяц до 90$  в месяц на человека.

Европа.

Европа будет описана во второй части обзора...
Автор: Михно Сергей, компания http://www.da99.kiev.ua
больше статей - в моем блоге - http://sirena2002.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий